6 декабря 2013 •

Седан Lifan 820 — будущий флагман, один из главных локомотивов роста для фирмы. Китайцы говорят, что «восемьсот двадцатый» — конкурент Тойоте Camry! На момент нашей встречи модель была в промежуточном положении где-то между концептом и прототипом.



Первым автомобилем руководителя концерна Lifan Group была Лада. Модификацию 75-летний Инь Миншань запамятовал. Помнит лишь, что машина была красная, без кондиционера и строго раз в полгода ломалась. Нынче босс Лифана ездит на заднем сиденье Audi A8. Его жизненный путь считается воплощением китайской мечты: от диссидента и мелкого предпринимателя до крупного влиятельного бизнесмена. Основанная Миншанем в 1992 году мастерская по ремонту мотоциклов с девятью сотрудниками нынче — третий по величине экспортёр автомобилей в Поднебесной. Господин Миншань пригласил журналистов в свой родной Чунцин, в штаб-квартиру и на завод компании, чтобы рассказать, как и за счёт каких моделей лифанцы увеличат долю на нашем рынке с одного до двух процентов.

 

Инь Миншань с детства мечтал о том, чтобы наводнённый в 1940-е иностранными товарами Китай стал сильным экспортёром. Сбылось. Руководитель Лифана занимает 187-е место в списке богатейших китайцев, носит генсековский френч и, говорят, нашёл-таки общий язык с компартией. Свою империю он намерен завещать дочери. Есть и сын, работает в Лифане, коллекционирует суперкары, но в боссы чего-то не годится.

Небольшая справка. В Россию фирма Lifan пришла в 2007-м, лишь два года спустя со старта собственного производства автомобилей, заключив договор с группой Автомир и компанией Derways. С мая 2012-го завод в Черкесске перешёл от крупноузловой сборки SKD к полноценному циклу CKD. Дервэйс руководитель Лифана величает не иначе как первой любовью, которую нельзя предавать. Хотя… Миншань не исключает, что его подопечные построят в России свой собственный завод, где не будет моделей других марок, как сейчас на Дервэйсе.

 

Тогда как российский бестселлер Лифана, седан Solano, недавно обзавёлся вариатором, его китайский «близнец» — «шестьсот двадцатый» — пережил серьёзный рестайлинг. Обновлённую модель мы почти случайно встретили на лифановской территории. У неё и индекс теперь другой — 630. У нас она появится в 2014 году.

Сейчас в нашей стране на конвейере и в продаже имеются четыре модели: седан Solano (Lifan 620), кроссовер X60, седан и хэтчбек Breez (Lifan 520), а также компакт Smily (Lifan 320). Прошлый год китайцы завершили с показателем 20 544 проданные машины, сохранив, как в 2011-м, статус самой популярной китайской марки в России. Из реализованных автомобилей 15 108 пришлось на Солано, 3853 на Smily и 1420 на паркетник.

 

Грустный Смайли, Mini для бедных, в перманентно покрытом смогом Чунцине работает машиной службы безопасности Лифана. Это дорестайлинговая версия. Некоторое время она была самой популярной моделью марки в России.

Будущая продукция Лифана вплоть до 2017 года распланирована следующим образом. На малогабаритной платформе с колёсной базой 2400–2600 мм китайцы собираются построить кроссовер, паркетник с приставкой микро- и хэтчбек. Всем им положены двигатели объёмом 1,0–1,5 л. На средней «тележке» (база 2600–2700 мм) будут возведены пара минивэнов, два кроссовера, хэтч и седан. Этим даруют моторы 1.5–1.8, а также турбированные движки 1.2 и 1.4. При колёсной базе свыше 2700 мм платформа считается крупногабаритной. Ей отведён точно такой же набор моделей, как и средней, только двигатели должны быть «побольше»: 1.8–2.4 плюс турбомоторы 1.4 и 2.0. Четвёртая «телега» адресована заднеприводным микроавтобусам, останавливаться на ней не будем.

 

На обновлённый Смайли с моторчиком (90 л.с.,115 Н•м), как и на предшественника, сложно смотреть без слёз.

Нас познакомили с распорядком премьер Лифана в Китае. В этом году компания выкатила обновлённый Солано (Lifan 630), рестайлинговый Смайли (330), новый Бриз (530) и некий вэн. (Нетрудно заметить, что в цифровом обозначении модели прибавили по десятке.) В 2014-м дебютируют седаны с номерами 650 и 820, компактный кроссовер X50 и минивэн. В 2015 году увидят свет «шестьсот шестидесятый» седан и целый выводок паркетников: X40, X55, X66, X80. В 2016-м родятся X70, универсалы на базе 620-й и 720-й моделей, рестайлинг переживёт Breez. В 2017 году: новые 720-я, 530-я, вэн и 820-й универсал. Есть ещё такая новость — некоторые модели (720, 820, X70, X80) будут оснащаться ESP!

 

«Восемьсот двадцатый» седан — самое приличное из всего, что сегодня есть у Лифана. Удалось подсмотреть кое-какие характеристики. Длина — 4865 мм, ширина — 1835, высота — 1480 мм. Колёсная база — 2775 мм. Снаряжённая масса — 1433 кг, полная — 1808 кило. Оснащается моторами 1.8, 2.0, 2.4, пятиступенчатой «механикой» или шестидиапазонным «автоматом». С младшим движком (133 л.с., 168 Н•м) седан разгоняется до сотни за 15,8 с и достигает максималки 179,4 км/ч.

 

Интерьер седана Lifan 820 неокончательный. Китайцы снимать его на камеру запретили, пообещав предоставить «официальные шпионские фотографии». Причём так и не прислали — передумали. Раз обманули, публикуем неофициальный супершпионский снимок.

Календарь дальнейшей экспансии Лифана в России выглядит так. В декабре этого года к нам прибудет нынешняя флагманская модель марки — седан D-класса Lifan 720. У нас он получит имя Cebrium и предполагаемую цену от 500 000 рублей. В марте 2014-го явится новый Бриз. В апреле модель X60 обретёт «автомат». В июне привезут обновлённый Smily с вариатором. Также возможно, что вскоре компания решится на поставку к нам микроавтобусов, грузовичков, всяческой мототехники.

 

Седан Lifan Cebrium китайцы смело относят к бизнес-классу. Он построен на модернизированной платформе Солано: спереди стойки McPherson, сзади балка. Себриуму положены «четвёрка» 1.8 (133 л.с., 168 Н•м) и пятиступенчатая «механика». Российские цены, по идее, стартуют с 550 тысяч рублей.

 

Внутреннее убранство Себриума фотографировать было можно — в Россию приедет именно такой интерьер. Плёнки, бумажки и прочий мусор трогать было нельзя.

Ставку лифанцы делают на кроссоверы. Единственный пока в линейке паркетник X60 в начале 2015 года станет полноприводным. Это вообще-то не планировалось, но раз россиянам нужен вариант 4 x 4, китайцы сделают. Многодисковую муфту собираются закупать у корейцев из Hyundai. Партнёры для работ над двойным «мокрым» сцеплением ищутся. Турбомоторы и новые коробки приобретут у европейцев. В любом случае новые члены «семейства иксов» — кроссоверы X50, X70 и X80 — станут полноприводными от рождения. Осенью 2014 года на Московском международном автосалоне Lifan покажет всё возможное новьё. Чего точно не стоит ждать от марки, так это дизельных машин: тяжёлое топливо в Китае плохое, да и спрос на питающиеся им автомобили минимальный.

 

Кроссовер Lifan X50 пока ещё совсем сырой. Лифанцы даже пытались пресечь фотосъёмку его экстерьера. Не вышло. А вот довольно интересный интерьер снять не дали.

Китайцам не привыкать к обвинениям в заимствовании технических и дизайнерских решений. Они отвечают: мы открыли свой исследовательский центр с шестьюстами сотрудниками (90% из них инженеры), у нас 1479 зарегистрированных торговых марок и 7207 патентов по всему миру, мы получили десятки сертификатов — и европейские E-mark, и американские DOT с EPA. Так и живём, честно, мол.

 

В нашу страну седан Lifan 820 приедет не раньше 2015–2016 года. До этого ему предстоит пройти тесты Euro NCAP на пять звёзд и прийти в соответствие экостандарту Евро-6: китайцы реально верят в это. И примерную цену в России называют — 600–650 тысяч рублей.

В настоящий момент Lifan владеет 20 заводами, в штате более 16 тысяч человек. Они выпускают порядка 500 тысяч единиц продукции в год. 300 тыщ этого объёма — автомобили, продающиеся в 70 странах. Остальные товары закупают 160 государств. На экспорт уходит 45–50% продукции. За рубеж китайцы старательно отправляют и людей: инженеров высылают на стажировку в Америку, Европу, на Тайвань. Вроде как приветствуются экспаты, в том числе российские дизайнеры.

 

Менеджеры Лифана не исключают создания суббрендов — новых марок для более дорогих и качественных, чем Себриум, автомобилей.

Кстати, о дизайне автомобилей Инь Миншань высказался отдельно. Мы, говорит, всё ещё ищем подходящий для себя стиль, пытаемся создать «свой ген», ведём переговоры с итальянцами. Да не с кем попало, а с мастерами, которые рисовали Bugatti Veyron. Мол, они (надо полагать, ателье Italdesign) уже два раза в Чунцин приезжали, скоро мы к ним с ответным визитом поедем!

 

Заводчане устроили трогательную встречу. Вот он, китайский ответ на извечный русский вопрос «что делать?».

По заводу в Чунцине, где четыре тысячи человек выпускают 200 000 машин в год, китайцы провели экскурсию. Всем выдали каски, такие же красные, как у рабочих. Вспомнилось, что на аналогичном по функциям предприятии Kia в Корее все, гости и хозяева, ходят с непокрытой головой. И ничего. Ну да, советские традиции довлеют в капиталистическом Китае. С порога предприятия в глаза стали бросаться жёлтые серп и молот на красном фоне, доски почёта, транспаранты и прочая «слава КПСС».

 

Лифанцы молча провели нас по заводу и показали штамповочный, сварочный и сборочный цеха.

Если на корейском автозаводе половина всего труда лежит на плечах роботов, то на китайском абсолютно всё делают люди. А поскольку выпускать автомобили им приходится вручную и инструменты довольно примитивные, на каждом рабочем месте находится большое количество трудящихся. Например, несколько парней заняты лишь тем, что складывают в стопку капоты. Много народу ходит с тряпками и протирает. В цехах неожиданно много девушек, работающих наравне с мужиками.

 

С первого взгляда кажется, что машины на заводе Лифана делают из фольги. Проба на ощупь подтверждает эту версию: как и ожидалось, дешёвые автомобили делаются из материалов низкого качества и прочности. Результаты ручной сборки тоже оставляют желать лучшего.

Общее ощущение от завода — чистенько, но бедненько. Коллеги, которые бывали на этом предприятии в 2011 году, констатировали, что ничего не изменилось. Ни в лучшую, ни в худшую сторону. На выходе из цеха сопровождающий нас русскоговорящий китаец раздал малюсенькие значки с надписью Lifan. Объяснил, что это спортивная символика: компания спонсирует местный футбольный клуб Chongqing Lifan, который играет в Первой лиге Китая. Ну и как играет? — спрашиваем. Тот усмехается: хреново!

 

Все дороги на заводской территории плотно, в два ряда, заставлены новенькими Лифанами. Дело не только в дефиците парковок. В основном это экземпляры, с которыми что-то пошло не так. Очередь за устранением брака.

Назвать «тест-драйвом обновлённого модельного ряда Lifan» 40-минутное кружение на клочке земли не поворачивается язык. Предполагалось, что этого времени нам хватит не только на поездить, но и чтобы что-то снять камерой. С другой стороны, более продолжительное испытание на просторе прототипы не выдержали бы. Они и тут-то вставали вкопанными...

Китайцы разнообразили тесную карусель проездом по искусственным неровностям, и это был смелый поступок: избитые подвески едва не высыпались из машин. А вот разного рода крепёж действительно рассыпался по бетону. В целом автомобили сюрпризов не преподнесли: простецкий китайский автопром, какой он есть. На общем фоне шагом вперёд показался седан Lifan 820: в нём можно говорить, например, об управляемости и шумоизоляции, каком-никаком комфорте. Он, правда, тоже сыпется, но прототипу простительно.

 

Стоило коллеге резко затормозить «восемьсот двадцатым», как на него спрыгнула потолочная консоль.

Интересно, что компания Lifan по продажам на внутреннем рынке не входит даже в двадцатку лучших. В Китае вообще мало кто ездит на машинах местного производства, хотя стоят они тут сущие копейки. Вот и господин Миншань предпочитает иномарки. Кстати, не Ладой ли вдохновлялся автор логотипа Лифана? Больно похожи китайские кораблики на вазовскую ладью.

 

По данным Комитета автопроизводителей АЕБ за 10 месяцев нынешнего года, фирма Lifan уступила «продажное» лидерство в России компании Geely: та реализовала в России 22 074 автомобиля против лифановских 21 945 машин. Ещё один участник Большой китайской тройки, Chery, пока сильно отстаёт от пары конкурентов — продано 16 486 единиц.

Да и сами машины Миншаня тольяттинским во многом подобны. Дешёвые и сердитые, они «идут на всех парусах», как велит им значение слова Lifan, к нетребовательному покупателю, ограниченному в средствах. Смахивает на китайскую месть за экспорт Лад. А что? Знакомый кореец, помнится, говорил: японцы — хитрые, а китайцы — злые.

 

За кадром

Вышло так, что все недавние командировки приводили меня в места с названием на букву «К». Карелия, Корея, Китай, Краснодарский край… Кому я ни зачитывал этот список, всякий оживлялся в одном и том же месте: «О, Китай!» Стало быть, имеет смысл сделать расширенный «закадровый» раздел. В гостях у Лифана я побывал в октябре, провёл в стране почти неделю. Карточка памяти фотокамеры и iPhone оказались забиты гигабайтами под завязку. Из этого получилось четыре видеоролика.

 

Завтрак в Чунцине прошёл в «Макдоналдсе», который, конечно же, имеет свои китайские особенности. Я от еды отказался и пошёл погулять по окрестностям. Жарко, влажность высокая. Первое, на что обращаешь внимание, — это смог. Он всегда и везде, в нём утопают дома какой-то невероятной многоэтажности. Где не смог, там дымка, или они вместе. Второе — шум клаксонов. Водители сигналят по поводу и без. Бибиканьем они частенько лишь обозначают своё присутствие на дороге. Третий прикол — обеденные столы с вращающейся центральной частью. Еда проезжает между участниками трапезы, как на карусели. Мы встречали такие столы несколько раз. Отдохнуть после утомительного перелёта (летели в Чунцин транзитом через Хельсинки!) нам предложили в симпатичном спа-центре с прудом и пальмами. Интересно, что вокруг этого райского уголка находится мрачная, грязная и бедная зона. По возвращении в Чунцин мы посетили многоэтажный торговый центр, стилизованный под старинную архитектуру. А вечером погрузились на теплоход и начали трёхдневное плавание по реке Янцзы.

 

Рано утром следующего дня наш корабль прибыл в Фэнду — так называемый город-призрак, в котором имеются врата ада. Экскурсоводша так и сказала: мы отправляемся в ад. В каком-то смысле не обманула. Столпотворение там, как в преисподней, торгаши на каждом углу. Побывать в Фэнду определённо стоит, но многие артефакты попахивают новоделом, а свернёшь с протоптанного пути, заглянешь за угол — там такие же буддийские статуи валяются разбитыми среди мусора… Когда вернулись на судно и осмотрелись, поняли, что путешествуем с немецкими пенсионерами и что команда корабля будет всю дорогу развлекать пассажиров номерами художественной самодеятельности. Официанты и уборщики вечером закатили очень достойный концерт с танцами в национальных костюмах.

 

Новый день — новая экскурсия. На этот раз без схода с борта теплохода. В семь утра судно проходило Цюйтан — одно из Трёх ущелий, которые считаются китайским чудом света. Лесистые горы, похожие на гигантские скопления мха, пещеры в живописных скалах — красиво. В 9 утра прошли второе ущелье, оно называется У. В полдень пересели на судно поменьше и направились к Шэньнуну, притоку Янцзы. На дебаркадере ещё одна пересадка, и вот нас везут на традиционных китайских вёсельных лодках. В какой-то момент гребцы спрыгивают на берег и превращаются в бурлаков. Говорят, встарь лодки тянули точно так же, только нагишом. Вскоре начинается гонка. Немецким пенсионерам достались гребцы помоложе да посильнее, и их лодка опережает нашу… Зато наша девушка-гид умеет петь и исполняет древнюю песню гребцов. Но немецкая лодка, отставшая было на развороте, снова обгоняет, и окрестности оглашает песня на русском: «Врагу не сдаётся наш гордый “Варяг”»!

 

Наше судно проходит пятиступенчатую нитку шлюзов. Каждая ступень опускала корабль на 30 м. Шлюзование — величественное, завораживающее зрелище. Особенно в темноте. Вечерний гала-концерт команды включал в себя пляски драконов, показ фокусов и много чего ещё. У ребят здорово получается всё, кроме инструментального ансамбля. Утром прибыли на ГЭС «Три ущелья» — самую мощную (22 500 МВт) гидроэлектростанцию в мире. Длина плотины — 2309 м, высота — 185 м. Из-за дымки (или смога) разглядеть ГЭС трудно, она теряется в пелене, как ёжик в тумане… Потом корабль понёс нас в город Ичан, откуда мы вылетели в Пекин. В китайскую столицу добрались поздно вечером, покинули её спозаранку — посмотреть ничего не удалось. В целом путешествие получилось отличное, незабываемое, но домой в Москву все возвращались с большой охотой. Если соберётесь в Китай, помните — везде нужно торговаться. Цену можно сбить в 4–5 раз, а то и более. Спасибо за внимание.

Источник: DRIVE.ru